Его величество Чиппендейл
Мы поименно прославляем художников и музыкантов, чьим творчеством восторгаемся, но практически ничего не знаем про людей, которые готовят нам еду или производят для нас мебель. Один из немногих мебельщиков, чье имя вошло в историю, - английский мастер Томас Чиппендейл.
В масштабах планеты Thomas Chippendale известен не меньше, чем Страдивари или Леонардо Да Винчи. Он – гуру английского мебельного искусства. Работал на стыке рококо и классицизма, но со временем все, что было им произведено, стало называться именем автора. Например, стол-чиппендейл.
Любопытно, что в отличие от китайских спален настоящий Chippendale купить в магазине сегодня невозможно. Все оригинальные экземпляры нынче сосредоточены в частных коллекциях или музеях. Помните, про музей в Москве, в котором искали фаршированный бриллиантам стул Киса и Ося. Так вот, там чиппендейла тоже нет. Отдельные экземпляры выставлены в лондонском «Victoria and Albert Museum», йоркширском Harewood House и эдинбургском «Paxton House».
Для тех, кто непременно хочет порадовать себя шедевром мебельных искусств, сообщаем, что иногда некоторые предметы появляются на аукционе Кристи. Кстати, Джеймс Кристи и Томас Чиппендейл начинали свою творческую коммерцию приблизительно в одно и то же время, поэтому при жизни основателя дома Кристи господин Thomas Chippendale был почетным поставщиком аукционного товара. Чтобы сориентировать потенциального покупателя в сумме, сообщаем, что один из стульев из коллекции Говарда Джойнта в 1990 году ушел с торгов за 418 тысяч долларов, а за роскошный комод «George III» из красного дерева покупатель в 1999 году выложил 655 тысяч.
Чем продукция маэстро пилы и молотка отличалась от обычного комода для спальни из дерева? Во-первых, именно королю английских краснодеревщиков удалось обуздать рококо и смягчить зарождающийся классицизм, гармонизировать рационализм с изящными линиями и резными узорами. Во-вторых, автор так искусно совмещал готические мотивы с росписями в китайском стиле, что на первых порах это просто подорвало все существующие в стране мебельные традиции со времен королевы Анны. В-третьих, именно Томас Чиппендейл инициировал производство мебели из красного дерева, доставляемого с Ямайки. Твердость, податливость в обработке и необычный цвет нового материала дали возможность молодому мастеру выделиться из среды коллег. В-четвертых, мастер первым начал, или выгодно скопировал у древних, делать ножки мебели в виде львиных и птичьих лап, а также придавать спинкам стульев форму арф и скрипок.
Ах, да, в 1754 году мебельщик порадовал коллег и читателей опусом – «Руководством для дворянина и краснодеревщика», насыщенного 200 гравюрами и 375 картинками различной мебели. Удача, реклама, инновации, умноженные на труд, сделали свое дело. Теперь для стола-чиппендейл заказывают специальную витрину, а кушать за ним может позволить себе только королева Великобритании.